Особенности психического и физического развития детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Добавил: sadik-pchelka 26 апреля 2013 19:30

Психология и физиология ребенка-дошкольника трех-пяти лет отличаются от физиологии и психологии более старших детей. В первую очередь это видно по основному виду деятельности ребенка - игре. Чем меньше ребенок, тем важнее для него игра и игровые задания, так как именно в игре ребенок может выполнять имитацию любой деятельности без получения конечного продукта: он не умеет лечить, но может быть доктором в игре, может представлять себя водителем или строителем и так далее. Самое важное для ребенка в игре - это то, что он получает удовлетворение от своих действий, учится взаимодействовать со сверстниками и получает азы социальных навыков. Именно поэтому большинство обучающих занятий проводятся с такими детьми в игровой форме. Очень важна в этом возрасте правильная мотивация, т.е. посыл, так как дети в возрасте 3-5 лет еще не обладают такими качествами, как произвольное внимание и воля и поэтому быстро утомляются и скучают, теряют интерес к заданию. Правильно выбранная мотивация позволяет долго удерживать внимание ребенка, воспитывает усидчивость, настойчивость в получении результата, развивает память и внимание. Например, ребенок не любит рисовать, не хочет правильно держать карандаш, у него плохо получается, поэтому можно предложить ребенку "спасти" какого-нибудь игрушечного или нарисованного зверька (дети вообще любят кого-нибудь спасать) и нарисовать домик, или спрятать в траву зайку, или раскрасить грустную бабочку, вариантов множество.

Некоторые дети бывают довольно независимы и упрямы, особенно если дома они управляют родителями, а не наоборот. Важно найти с ребенком верный тон, быть благожелательным, но не добреньким и все разрешающим взрослым. Ребенок в тоне взрослого человека должен чувствовать твердость, если надо, а то и строгость и, самое главное, желание ему помочь. Нельзя идти у ребенка на поводу, разрешать ему управлять собой.

В возрасте 3-5 лет дошкольники должны уже многое уметь в самообслуживании: одеваться, кушать, убирать свои игрушки, заниматься различными заданиями от 15 до 25 минут. Поэтому для формирования учебных навыков необходимо прежде всего родителям понять, что их ребенок уже не кроха, а достаточно большой самостоятельный человечек, от которого необходимо требовать выполнения определенных действий. Если ребенок живет в атмосфере гиперопеки, то у него начинает задерживаться формирование необходимых учебных навыков. В дальнейшем это приводит к проблемам в обучении и общении с другими детьми, намного сложнее будет мотивировать ребенка на выполнение заданий, так как он не приучен трудиться.

Еще один важный аспект в формировании успешной учебной деятельности, это умение анализировать свою работу. Важно не переусердствовать с похвалами и помощью в выполнении задания. Уже в 3 года дети в состоянии реально оценивать качество своей работы. Обязательно похвалите его за проделанную работу, покажите, где он сделал хорошо. Но если есть какие-то недочеты или ребенок вообще не старался, обязательно скажите ему об этом и предложите исправить, чтобы стало красиво. Чтобы ребенок не расстраивался, предложите ему в следующий раз сделать лучше, потому что он уже большой и все сумеет, ведь он только еще учится и обязательно научится. Самое главное, не надо хвалить ребенка, если работа выполнена плохо. Создавая ложное представление о своих возможностях, завышается самооценка, воспитывается небрежность и лень, а это приведет к печальным последствиям в школе - нежеланию трудиться, учиться, к проблемам с поведением и прочее. Поэтому, чем раньше родители и воспитатели помогут сформировать у ребенка осознанную необходимость в получении знаний и учебных, и творческих, тем быстрее он будет развиваться и взрослеть, тем легче ему будет учиться в школе.

Автор статьи Евгения Ивановна Николашина

Просмотры (658)  Комментарии (0)  Форум (Общие)